УСТЬ-АБАКАНСКИЕ ШКОЛЫ НА «ОСОБОМ МНЕНИИ»

Звук пожарной сирены –  громкий, тревожный, бьющий по ушам –  раздался в коррекционной школе Усть-Абаканского района в сентябре в 10-30 утра. В это время все ребятишки мирно сидели за партами. Очаг возгорания находился на кухне. Короткое замыкание…

 

Пожар мгновенно набирал силу, едкий дым из кухни заполнил коридор нижнего этажа – дети же, преимущественно, находились на втором этаже, и от того, насколько правильными и динамичными будут действия учителей и обслуживающего персонала школы, зависело, как пройдет спасение маленьких и взрослых воспитанников этого непростого учебно-лечебного заведения.

Всего в Усть-Абаканском районе 31 общеобразовательная школа. Коррекционная школа – одна из них. Здесь проходят обучение дети с недоразвитием интеллекта. Что говорить – практика показывает, что даже обычные малыши, испугавшись вида огня и запаха дыма, не бегут в безопасное место, а, напротив, прячутся здесь же, забираясь под кровати, столы, прячась в шкафах – и часто погибают именно там. Естественно, реакция детей-инвалидов при виде пожара может быть самой непредсказуемой, поэтому ответственность на администрации учебного заведения, на обслуживающем персонале лежит огромная.

Впрочем, на этот раз все обошлось – пожарная тревога оказалась учебной – и слава Богу. Детишек – в этот день в школе их было 45 – эвакуировали из помещения за три с небольшим минуты. На вопрос журналиста «Шанса», испугались ли они звука пожарной сирены, школьники (особенно младшие, в глазенках которых во время эвакуации читался самая неприкрытая растерянность) гордо отвечали, что ничего не боялись.

Конечно, когда все происходит как бы «понарошку», бояться нечего. Но случись пожар на самом деле…

- Мы проводим не первую такую тренировку по эвакуации школьников, – говорит временно исполняющая обязанности начальника отдела государственного пожарного надзора Усть-Абаканского района Галина Ростовцева. – Результаты разные, но пробные эвакуации проводятся совсем не для того, чтобы каким-то образом наказать администрацию школ. Как раз напротив – мы выявляем недостатки, которые при настоящем ЧП могут привести к трагическим последствиям, и потом, на «разборе полетов», который происходит после эвакуации, детально прорабатываем их и объясняем, как нужно себя вести в том или ином случае. Работники школ должны знать, как вести себя в случае пожара, наводнения, землетрясения, обнаружения в школе взрывного устройства – то есть, во время возникновения любой чрезвычайной ситуации.

Недостатков настораживающе много – в одной из школ был закрыт эвакуационный выход в отделении начальных классов. При объявлении тревоги бросились искать ключ, чтобы открыть его – но так и не смогли этот ключ нигде обнаружить. Если бы действия носили реальный характер, дети просто задохнулись бы в дыму. Во всех школах наблюдаем и такую картину – несмотря на то, что запасные выходы открыты, эвакуация детей производится не по плану: все бегут к центральному выходу, создавая там столпотворение. Опять же, при реально существующей опасности это недопустимо. Давка и паника в задымленном пространстве может принести жертв не меньше, чем сам пожар. Еще одна ошибка – вывели детей на улицу - и все! Ни в одной из школ не озаботились тем, чтобы пересчитать их. А если кто-то остался в помещении школы?

В случае с коррекционной школой «разбор полетов» занял гораздо больше времени, чем эвакуация. Конечно, курьезными выглядели действия поваров, когда им объявили, что их кухня горит и им нужно предпринимать какие-то действия. Первым действием, которое продемонстрировал поварской состав, было вооружение огнетушителем, с помощью которого они пытались погасить огонь.

- Этого делать нельзя ни в коем случае, если ты работаешь в детском учреждении и несешь ответственность за безопасность детей – говорит инспектор Усть-Абаканского района по пожарному надзору, лейтенант внутренней службы Сергей Оришич. – При обнаружении очага возгорания первое, что должен сделать его обнаруживший – нажать на кнопку пожарной сигнализации. Дальше следует звонок в противопожарную службу – 01, которые сами уже извещают «Скорую помощь», правоохранительные органы, энергетиков. Параллельно с этим – сигнализация ведь уже действует – производится эвакуация детей. Тушить пожар самостоятельно, не эвакуировав детей – недопустимая безответственность, которая может привести к самым тяжелым последствиям.

Такая безответственность в прошлом году привела к отравлению школьников в одной из школ района. Кто-то из старшеклассников распылил баллончик слезоточивого газа в коридоре школы. Пока выясняли, что к чему, дети дышали отравляющим веществом слабого действия – незамедлительная эвакуация, как это должно быть в детских учреждениях при малейшем даже намеке на опасность, никому не пришла в голову. Несколько детей с диагнозом «отравление» были доставлены в больницу.

За 8 месяцев этого года в Усть-Абаканском районе зарегистрировано 75 пожаров различной степени сложности. Детские учреждения и школы, бог миловал, не горели не разу.

- Так ради этого и бьемся – говорит Сергей Оришич. - Безопасность (противопожарная и любая другая) и дети: эти слова должны всегда стоять рядом. Жаль, что у нас не все и не всегда это понимают.

Из 31-ой школы района к 1 сентября 2006 года не готовыми по пожарной безопасности оказались 11 школ. В связи с тем, что в этих школах отсутствуют автоматические установки пожарной сигнализации и системы оповещения эвакуации людей при пожаре, им, вместо актов о готовности, были выданы так называемые «особые мнения». Таким образом, открывая эти школы, всю ответственность за безопасность школьников взяли на себя директора этих школ и районный отдел образования. По мнению пожарных при возникновении чрезвычайных ситуаций в этих школах не будет обеспечена эвакуация детей. Между тем в районе в 2005 году была принята целевая программа «Безопасность образовательных учреждений муниципального образования Усть-Абаканский район», согласно которой каждая школа должна быть обеспечена противопожарной сигнализацией. Второй пункт программы гласит: «Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район должна при необходимости осуществлять дополнительное финансирование»

- Программа эта у нас исполняется – осторожно говорит Галина Ростовцева. – Есть графики, смета расходов – но не всегда есть деньги.

В результате 30 % школ Усть-Абаканского района находятся «на особом мнении». На обеспечение безопасности детей денег, конечно же, всегда в обрез.

Думаю, если бы нынешняя администрация смогла посмотреть страшный фильм о недавних событиях во Владивостоке, где в результате пожара пострадало 19 человек (пятеро погибли на месте, выпрыгнув из окна, двое скончались в больнице, остальные получили тяжелые ожоги), она нашла бы способ изыскать финансы на обеспечение школ района противопожарной сигнализацией. Ведь люди во Владивостоке погибли в первую очередь потому, что не были вовремя оповещены о пожаре – в здании горевшего банка отсутствовала противопожарная сигнализация.

Этот фильм сотрудники инспекции отдела государственного пожарного надзора показывают во всех школах после проведения эвакуации и последующей «работы над ошибками». И если на словах, может быть, доходит не до всех, то при просмотре фильма у многих стоят слезы на глазах.

Оказывается, пожар – это страшно. И от сегодняшней тренировки его отличает то, что он рождает панику, растерянность, ужас – и приносит увечья и смерть. Люди начинают понимать, что при настоящем пожаре не побежишь стройными рядами к центральному выходу – просто не успеешь, в дыму задохнешься, и начинают со всей мерой ответственности относиться к безопасности своей школы, вверенных их заботам детей.

….В 11-30 часов 14 сентября звук пожарной сирены, предупреждающей об опасности (возгорание в этот раз случилось непосредственно в кабинете директора, который расположен возле центрального выхода) разнесся по коридорам детского дома «Надежда». К счастью, все школьники, живущие в детдоме, были еще на занятиях. Эвакуировать пришлось только пятерых малышат, которые дружной стайкой, теряя домашние тапочки, брызнули в кусты. Но их быстренько собрали, построили вместе.

- Боитесь пожара? – спросил Сергей Оришич у малышей.

- Боимся! – дружно и весело ответили дети.

Конечно, маленькие детдомовцы в этот раз испугались больше необычности ситуации и громкого звука сирены – пожара-то не было. Но уже сейчас все равно они поняли, что пожар – это страшно. Его нужно бояться.

Только и бояться нужно с умом – и поэтому инспекторы отдела государственного пожарного надзора объясняют малышам, как нужно вести себя на пожаре – ни в коем случае не прятаться, сразу предупредить воспитателей.

- Такие беседы и с персоналом детских учреждений, и с самими детьми – очень важное направление профилактической работы – говорит Сергей Оришич. - Ведь многие воспринимают слово «пожар» очень отстраненно, всегда кажется, что с тобой-то подобное не произойдет. Но жизнь не дает никаких страховок, поэтому необходимо, чтобы дети знали, что они могут противопоставить опасности. Свои знания, умение не растеряться и не впасть в панику помогут им вести себя при пожаре – если вдруг он случится – так, как необходимо вести себя в чрезвычайной ситуации. И это – весомый, если не главный, результат нашей работы.

Елена Абумова. Абакан – Усть-Абакан.

 

Сайт создан в системе uCoz