Судьбы людские

Семейные скандалы из-за дедушкиных денег

Истории эти – не придуманные.

Я расследовал их шаг за шагом.

Они произошли в нашей удивительной стране

В наше удивительное время,

Когда за большие деньги можно стать губернатором,

президентом, депутатом, поэтом, артистом.

Когда законы – то принимаются, то отменяются,

а потому они чаще всего попросту не работают.

Когда уходит почва из-под ног

в самых обыденных житейских ситуациях.

Автор

Имущественные интересы, похоже, все чаще становятся для нас важнее родственных уз. Посудите сами, в период с 1985 по 95-й годы в среднем на 100 выданных свидетельств на наследство оспаривалось лишь пять-семь. Сейчас же 30-35 наследственных споров доходят до суда. Так что «родная кровь» взыгрывает все реже и реже, когда слышен звон монеты.

Началось это с тех пор, когда квартиры разрешили приватизировать. Софье Семеновне Петровой (все фамилии и имена изменены) перевалило за восемьдесят, жила она с дочерью, инвалидом с детства в собственном доме, и имела большой огород. В связи с тем, что она уже не могла ухаживать даже за собой, по уговору своих братьев и сестры ликвидировала все свое хозяйство по месту жительства в другом районе Хакасии. В 1993 году супруги Ивановы снялись с учета и переехали на жительство к своей матери, где и были зарегистрированы. С ними проживал сын школьного возраста.

Мать С.С.Петрова завещанием от 1994 года жилое помещение и все надворные постройки завещала Ивановой. По взаимной договоренности c матерью, они с мужем дополнительно построили к жилому дому еще одну комнату, холодную пристройку и сарай для скота. Всеми дополнительными постройками и жилым помещением они владели на праве собственности.

В 1995 году похоронили больную сестру, а в 2001 году умерла их мать, которая перед смертью некоторое время проживала у младшей дочери и оставила другое завещание, о чем не знали ни братья, ни супруги Ивановы. Они были в шоке - проживая совместно и ведя общее хозяйство в течение 10 лет, вложили свои денежные средства в вышеуказанное домовладение, а родная сестра после похорон потребовала их освободить жилье. Когда они отказались, она обратилась в суд. При этом заявила, что все дополнительные пристройки были построены силами умершей матери (в 83 года!) И судились родные сестры в течение двух лет…

Суд признал все дополнительные пристройки собственностью Ивановой, кроме того, согласно ст. 1149 ГК РФ воля наследодателя завещать свое имущество по своему усмотрению ограничена. Независимо от содержания завещания, несовершеннолетние дети наследодателя (Иванова была пенсионного возраста), его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 ст. 1148 этого Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. Это так называемая обязательная доля.

Расскажу еще одну история, очень похожую на предыдущие, но с иной развязкой. В народе не зря говорят: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Мой совет - не спешите заключать устные договора даже с самыми близкими людьми, особенно когда речь идет о наследстве. Да, вы можете обратиться в суд для восстановления своих прав, тем более, суд обязан принять к рассмотрению любое исковое заявление. Но при этом нельзя забывать: всегда ли беспристрастна наша Фемида?

В Абаканский городской суд обратились два брата - Николай и Сергей, жители нашего района: «О восстановлении срока для принятия наследства и раздела наследственного имущества». Еще два брата - Игорь и Иван проживали в Абакане. Все они были наследниками по закону согласно ст. 1141 ГК РФ. В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи наследники одной очереди наследуют в равных долях. В нотариальную контору с заявлением в течение шести месяцев со дня открытия наследства, как оговорено в ст. 1154 ГК, не обратились, передав это право одному из наследников Ивану.

Братья решили, что сначала Иван оформит наследство на себя, а затем разделит по долям. Тем более, обращение в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства одного из наследников, который проживал в Абакане, где находится основная масса наследственного имущества (истцы проживают в 60 км от Абакана), имело место для упрощения оформления нотариальных действий и в дальнейшем для реализации наследственного имущества.

Истцы надеялись на брата и верили, что Иван оформит, реализует и разделит, но он их обманул. Суд в иске Николаю и Сергею отказал, хотя в своих объяснениях они ссылались на обстоятельства, которые были причинами того, что они не обратились к нотариусу в 6-месячный срок.

В силу ст. 362 ГПК РФ несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела является основанием к отмене решения в кассационном порядке. Резолютивная часть решения суда по данному делу была оглашена 3 мая, мотивированное решение изготовлено и подписано 12 мая. Решение суда истцы получили 13 мая и после чего, на основании ст. 231 ГПК написали заявление, чтобы ознакомиться с материалами дела и протоколом судебного заседания, твердо решив обжаловать решение. Однако им было отказано потому, что протоколы судебного заседания еще не готовы и велели приехать 20 мая.

Таким образом, были пропущены 10-дневные сроки для обжалования решения суда только по вине суда первой инстанции. Определением горсуда отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования решения суда по кассационной жалобе, ссылаясь на ст. 338 ГПК т.е. кассационные жалобы могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Как можно написать кассационную жалобу, не ознакомившись с материалами и протоколами судебных заседаний в установленные сроки, не разъяснил даже Верховный Суд РХ. Согласно нормам действующего ГПК РФ, протокол судебного заседания является судебным актом, в котором должны быть точно отражены события, происшедшие в судебном заседании, в порядке их последовательности. Содержание протокола должно отражать все происходившие в судебном заседании и в отношении порядка судопроизводства и в отношении существа дела. Решение должно соответствовать содержанию протокола судебного заседания. Поэтому, согласно действующего закона (ст. 230 ГПК РФ), протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее трех дней после окончания судебного заседания. Без протокола вышестоящий суд не может проверить, насколько полно были выявлены спорные правоотношения сторон, кроме того, кассатору, не ознакомившись с протоколом судебного заседания, нет смысла писать кассационную жалобу.

В нашем примере протокол судебного заседания якобы изготовлен и подписан третьего мая, хотя не дали ознакомиться ни 13, ни 19 мая, пока истцы не обратились с жалобой к председателю городского суда. Вывод один: протокол судебного заседания был переписан и составлен с учетом текста мотивированного решения, то есть без отражения всех существенных моментов разбирательства дела и ст.ст. 229, 230 ГПК РФ.

Таким образом, братья остались ни с чем, сколько бы они не пытались добиться права наследственного имущества, которое составляло более миллиона рублей. Непонятно, почему суд не насторожили эти факты? Можно задать еще сто тысяч «почему», но ответ будет один: мы разрушили нравственные устои прежнего общества и пока не научились еще жить по новым правилам. И становится очень грустно, что человек в нашей стране по-прежнему беззащитен, нет у него никаких гарантий даже после смерти.

Держа в руках федеральные Законы кажется, что права наследников защищены по закону. О чем еще говорить, о чем спорить? Но, оказывается, есть о чем и как это происходит - почти по одному сценарию. Алчность порой лишает человека ума. Некоторые в пылу амбиций и уязвленного самолюбия забывают о чести, достоинстве, справедливости, совести, наконец.

Для наглядности расскажу еще о конкретном деле, где «на кону» домовладение в центре Белого Яра и земельный участок около 2 000 кв.м., а постоянно растущая рыночная стоимость толкает на любые ухищрения, лишь бы получить заветное наследство покойников.

Двум братьям инвалидам (Виктор и Олег) ранее никогда не приходилось обращаться в суд, но вдруг, в конце прошлого года они получили повестку явиться туда в качестве ответчиков. Ознакомившись с исковым заявлением, они узнали, что их сестра Людмила, которая уехала из отчего дома в возрасте 15 лет, а наследодатель умер в 1994 году, когда ей исполнилось 13 лет, вернулась в родные края и обратилась в суд: признать за ней право собственности на жилой дом с надворными постройками. Оценила домовладение согласно справке УТИ Алтайского филиала. Кроме того, в наследственную массу не был включен земельный участок, согласно кадастровой выписке о земельном участке, стоимость которого составляет 205 726 рублей.

О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании, в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР еще от 23.04.91 года за № 2, в п. 14 говорится: «Суды должны выяснить, какое конкретно имущество подлежит разделу и какова его действительная стоимость на время рассмотрения дела». А в ст. 1112 ГК РФ, который был принят в 2001 году, черным по белому написано, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество…

Не признавая исковые требования Людмилы, наследники по закону Виктор и Олег, в порядке ст. 137 ГПК РФ написали встречное исковое заявление и просили суд признать за ними 1/4 часть жилого дома с надворными постройками и земельный участок. Суд также удовлетворил ходатайство наследников по закону о проведении судебной экспертизы и с учетом рыночной стоимости постановил: «Признать за всеми наследниками (их всего 4) по закону по 1/4 доле в праве общей долевой собственности и на жилой дом, и на земельный участок».

Как мне показалось, все они остались довольными, данное решение суда не обжаловали.

Дамир ШАКИРЗЯНОВ, юрист, с. Белый Яр

 

Сайт создан в системе uCoz