Письмо в редакцию
Твой выбор, Россия?
(Окончание. Начало в № 6)
Вы посмотрите, как реагирует на капитализм искусство – эта наиболее чуткая струна государства. Увлечение пошлостью и безнравственностью всех уже настолько «достало», что люди не только с ностальгией, но и с гордостью и восхищением вспоминают советские песни, спектакли и кинокартины. Если уж у мужчин при их исполнении слезы наворачиваются, это значит - то было настоящее искусство, затрагивающее самые тонкие человеческие чувства. То есть спустя 17 лет после начала реформ народ понял, что он потерял с развалом СССР и с пресловутой «перестройкой».
Сейчас надо не сокрушаться по поводу развала, а принять конкретные меры по восстановлению страны. А объединяющими принципами может быть все то, что было заложено в нашу госсистему в 20-90-е годы ХХ века. Уникальная заслуга нашей страны в том, что социализм мы уже проходили и довольно успешно. А если бы не поверили Горбачеву и Ельцину, мы бы остались в ряду наиболее развитых стран, и уж во всяком случае – не теми изгоями, которым еще надо доказывать свою державность.
Кстати о державности. В газете «Хакасия» была опубликована моя статья: «А не послать ли нам Америку?» С тех пор прошло пять лет, и наконец-то со стороны правительства послышались пока еще робкие голоса в поддержку этого предложения. Ну, понятно, не в буквальном смысле слова, но уже и то, что оба президента восстанавливают или налаживают контакты с Сомали, Кубой, Венесуэлой, Бразилией и Никарагуа, не просто радует, а вселяет надежду что Россия наконец-то начинает «расправлять крылья», а если так и дальше пойдет, то мы скоро вернемся и в Африку и во Вьетнам.
Я имею в виду серьезное и долговременное установление сфер влияния, как это делают США. В самом деле, а почему бы и нет? Единственное, что меня в этой истории смущает - что большинство из перечисленных стран имеют социалистическую или близкую к ней политическую ориентацию. Если Д. Медведев как президент собирается, скажем, с Уго Чавесом, Раулем Кастро или Даниэлем Ортегой налаживать контакты с позиций жестокого и беспринципного (например, американского) капитализма, то вряд ли из этой затеи что-либо получится.
А вот если мы потихоньку будем внедряться, куда только можно, тем самым окружая себя надежными партнерами и связываясь с ними крепкими, дружескими культурными, экономическими и военными узами, пусть даже иногда и в ущерб себе, мы не только восстановим свой промышленный потенциал, но и укрепим авторитет государства. О полезности этого варианта, я думаю, никто и спорить не станет.
Другое дело, что положение во внутренней политике как-то выпадает из этой схемы. Фактически и Путин и Медведев искренне сожалеют о распаде СССР. А ведь СССР, во-первых, был социалистической державой, а во-вторых, и ближнее и дальнее зарубежье было соответствующим. Теперь ситуация в корне изменилась, причем не на шутку запахло войной. Это предполагает форсированное развитие всех отраслей хозяйства, что без внятной стратегии и идеологии не выполнимо. И единственное решение – проявить политическую волю, исходя из реалий современности, а ее-то мы как раз и не наблюдаем.
То, что мы 17 лет шарахались из крайности в крайность, было понятно и раньше, но уж сейчас-то, когда система, навязанная нам из-за океана, показала свою, мягко говоря, неэффективность, пора сделать соответствующие выводы, а не цепляться за путь, явно оказавшийся тупиковым. Как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», и в этом смысле кризис дает нам великолепный шанс извлечь из него урок и сделать конкретный шаг по стабилизации общества и восстановлению государства. Только не надо и дальше усложнять монстра под названием «рынок», а где это можно и жизненно необходимо, отказаться от него, взяв за основу уже известную нам и рожденную в нашей стране плановую экономику.
Чтобы заработала промышленность, надо в первую очередь национализировать крупные предприятия, переведя их в разряд государственных. Для подъема престижности рабочих профессий кроме существенного повышения их зарплаты необходимо, как в добрые советские времена, обеспечивать работников заводов за счет собственных фондов бесплатными квартирами. Не помешали бы и льготы на проезд в общественном транспорте. Я уж не говорю о том, что образование и медицинское обслуживание должны быть бесплатными. Я уверен, только в этом случае мы в этой отрасли можем решить кадровую проблему.
Что касается сельского хозяйства, однозначно – земля должна быть собственностью государства без права купли-продажи кем бы-то ни было и кому бы-то ни было. Надо передавать землю крестьянам в долгосрочную аренду за мизерную плату. Желающим работать на земле пустующее в деревнях жилье вообще отдавать бесплатно. Тем самым решится проблема по-настоящему доступного социального жилья. Кроме того, надо узаконить все формы собственности, но приоритеты с соответствующей помощью государства отдавать колхозам и совхозам. Наверняка многие наши предприниматели поменяют свою дерганную и весьма неустойчивую деятельность в городе на стабильную работу в селе, к которой многие из нас имеют исконную привязанность, поскольку корни-то у нас у всех крестьянские.
Я прекрасно понимаю - не все наши граждане с одинаковым энтузиазмом поддержат предложенные идеи. Обстановка такова, что сейчас наше общество слишком разрозненно. Движущая сила любого общества – народ, а его «выкосили» идиотской «перестройкой» настолько, что он уже не способен влиять на политические процессы. Вышедшие из этого народа рабочие и крестьяне в большинстве своем более или менее закрепились на новом предпринимательском поприще и займут более правую, нежели левую позицию.
Студенческая молодежь, добрая половина которой подкормлена «ЕР», скорее всего, поддержит существующую власть. Депутаты, управленческий аппарат, деятели искусства и прочая небедная интеллигенция, естественно, выступят за сложившийся порядок, который обеспечивает им благополучие нечестным, а если еще точнее – довольно лицемерным путем.
Оппозиция у нас довольно слабая, и в ее рядах могут остаться лишь члены КПРФ, наиболее сознательная интеллигенция и деятели науки, а также рабочие, крестьяне и пенсионеры. В эту группу можно с некоторой долей оптимизма включить армию, особенно ее высший офицерский корпус, недовольный деятельностью министра обороны Сердюкова. Его реформы – это убийство армии.
Итак, расклад сил таков, что если еще учесть «натасканные» на народ отряды спецназа, обстановка может сложиться не в пользу прогрессивной общественности, и тогда демократические преобразования немыслимы и без серьезной конфронтации не обойтись. Есть еще один вариант – власть, если не будет и дальше упираться, а проявит гибкость, сделает из сложившейся обстановки соответствующие выводы и пойдет на уступки оппозиции, о которых я уже говорил выше. На мой взгляд, если она хочет сохранить себя, другого выбора у нее просто нет.
Владимир РУДНИК, г. Абакан

 

Сайт создан в системе uCoz