Страницы истории
БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА
27 января 2096 г. исполняется 65 лет со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Многовековая история человечества не знает более высокого подвига, чем подвиг ленинградцев. 900 дней и ночей город на Неве, колыбель Великой Октябрьской Социалистической революции, находился в тисках фашистской блокады. Голод, холод, непрекращающиеся обстрелы и бомбёжки – ничто не сломило ленинградцев.
К началу наступления на Ленинград (10 июля 1941 г.) фашистские войска имели превосходство над войсками Северо-Западного фронта Красной Армии в пехоте - 2,4 раза, в орудиях – в 4, в миномётах – в 5,8, танках – 1,2, самолётах в 9,8 раза.
В планах войны против Советского Союза гитлеровцы рассматривали Ленинград в качестве первостепенного объекта своей агрессии. В плане «Барбаросса» овладение городом считалось «неотложной задачей». Захватом Ленинграда гитлеровцы намеревались нанести моральный удар по советскому народу, ослабить военно-экономический потенциал страны, уничтожить Краснознамённый Балтийский флот, обеспечить надёжные морские коммуникации для своих войск.
Однако план гитлеровцев с ходу захватить Ленинград потерпел крах, а это повлекло за собой и срыв намерений противника повернуть основные силы группы армий «Север» для наступления на Москву. У стен Ленинграда фашистские дивизии натолкнулись на непреодолимую преграду. На защиту Ленинграда поднялись все жители города. Душой обороны была городская парторганизации во главе с А.А. Ждановым.
Около 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, в ряды Красной Армии и партизанские отряды, 20 тыс. влились в батальоны местного ПВО, 17 тысяч – в истребительные батальоны. 70 % коммунистов города 90 % комсомольцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Ленинградский фронт и Балтийский флот оттянули на себя до 15 –20 процентов вражеских сил, сражавшихся на Восточном фронте.
После упорных боёв и огромных потерь немецко-фашистские войска 8 сентября 1941 года завершили окружение Ленинграда с суши. Началась блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и воздуху.
Вся страна, весь советский народ пришли на помощь осаждённому городу. Его жизнью, обороной повседневно занимались ЦК ВКП(б) и Государственный Комитет Обороны во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным.
По решению ЦК партии и правительства для помощи Ленинграду и его защитникам была создана Ладожская фронтовая коммуникация, названная ленинградцами «Дорогой жизни», - единственная военно-стратегическая магистраль, проходившая через Ладожское озеро в сентябре 1941 – марте 1943 гг. В навигационные периоды перевозки по «Дороге жизни» производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Н.Ладога (большая трасса, 135 км.) и Кобона (малая трасса, 35 км.), далее до Ленинграда по железной дороге. С наступлением зимы 22 ноября 1941 г. вступила в действие ледовая трасса. Особо важное значение имела «Дорога жизни» в первую блокадную зиму 1941 –1942 годов, по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тыс. тонн грузов – продовольствия, оружия, одежды. Ленинградский фронт получил свыше 450 тыс. солдат и офицеров. Всего за период блокады по Ладожской коммуникации в обоих направлениях было перевезено 2275 тыс. тонн грузов, из них почти 1500 тыс.т. получили защитники города. По «Дороге жизни» из осаждённого города было эвакуировано около 1,4 млн. человек – детей, женщин, раненых.
По предложению Н.В.Соколовой – главного инженера ленинградского отряды водно-технических работ, в течение 43 дней (5 мая – 16 июня 1942 г.) был проложен трубопровод от м. Кареджи на Ладожском озере до ж.д. станции Борисова Грива, длинною 35 км, из них 27 км. по дну Ладожского озера. С июня 1942 г. по март 1943 г. по нему в Ленинград поступило свыше 40 тыс. т. горючего. И всё это делалось под непрекращающимися обстрелами и бомбёжками.
В результате общего зимнего (1941 –1942 г.) наступления советских фронтов, войска Ленинградского и Волховского фронтов должны были разгромить главные силы группы армий «Север» и снять блокаду Ленинграда. Однако разгромить здесь противника и освободить Ленинград от блокады не удалось. Героический Ленинград продолжал сражаться.
В результате проведения операции «Искра» 18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Между Ладожским озером и линией фронта образовался коридор шириной 8-11 км. Через него в течение 17 суток были проложены железная и автомобильная дороги. В город пошли поезда и грузовики с продовольствием, боеприпасами, сырьём. Расчёты немецко-фашистского командования на удушение города в тисках блокады и захват провалились.
После прорыва блокады Ленинграда положение в городе несколько улучшилось, но враг стоял ещё у стен города, здесь проходил передний край, здесь был фронт. Ленинград жил и боролся. На заводах города день и ночь ковалось оружие победы. Было изготовлено и отремонтировано 2000 танков, 1500 самолётов, тысячи орудий, много боевых кораблей, 225 тыс. автомашин, 12 тыс. миномётов, изготовлено около 10 млн. снарядов и мин.
14 января 1944 г. войска Ленинградского, 2-го Прибалтийского и Волховского фронтов под командованием генералов армии Говорова, Попова и Мерецкова при поддержке Балтийского флота, которым командовал адмирал Трибуц, перешли в наступление, разгромили основные силы группы «Север» и полностью сняли блокаду Ленинграда. Линия фронта отодвинулась от города на 220-280 км. Поражение гитлеровцев под Ленинградом серьёзно подорвало их позиции в Финляндии и других скандинавских странах. Финское правительство начало искать пути выхода из войны.
На весь мир прозвучал 19 января 1944 г. приказ Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В.Сталина о прорыве сильно укреплённой и глубоко эшелонированной долговременной обороны немцев под Ленинградом. Страна 27 января салютовала советским воинам в честь полного освобождения города от гитлеровской блокады. Ленинград был назван Городом-Героем.
Во время блокады немецко-фашистская авиация сбросила на Ленинград около 5 тыс. фугасных и свыше 100 тыс. зажигательных бомб, гитлеровские войска выпустили по городу около 150 тыс. артиллерийских снарядов. Из строя было выведено 840 промышленных предприятий, разрушено 44 км водопроводных труб и 78 км канализационной сети. Было разрушено 5 млн. кв. м. жилой площади (пострадал почти каждый жилой дом), 500 школ, 179 лечебных учреждений. Были разрушены или повреждены сотни ценнейших памятников истории и культуры. Тысячи стариков, женщин, детей погибли под развалинами, 642 тысячи умерли от голода.
Родина высоко оценила мужество и героизм защитников города. Свыше 350 000 солдат, офицеров и генералов были награждены орденами и медалями, 226 из них получили звание героя Советского Союза. 22 декабря 1942 г. Президиум ВС СССР учредил медаль «За оборону Ленинграда», которой награждены около 1,5 млн. человек.
В честь героических защитников Ленинграда установлены многочисленные памятные знаки, монументы, обелиски, как в самом городе, так и на местах сражений.
В 1995 г. в дни празднования 50-летия Победы Советского Союза над Германией, когда уже не было Великой страны, среди городов-героев был назван Санкт-Петербург. Нет и не было такого города-героя, есть Город-Герой Ленинград! И это на века.
В.И. ТИНЯКОВ. г. Абакан.

 

Сайт создан в системе uCoz