| |
НА ПРИНЦИПАХ УВАЖЕНИЯ К ЗАКОНУ
Публикуем выступление от имени фракции КПРФ депутата А.Д. Куликова на
«Правительственном часе», посвященном проблемам борьбы с преступностью, который
прошёл в Госдуме 29 октября 2008 г.
Сегодня коррупция, и это уже не скрывается, поразила все органы государственной
и муниципальной власти, судебную и правоохранительную системы страны. Ни один
незаконный захват земли, зданий, предприятия, либо иной собственности не
обходится без участия покровителей из милиции, прокуратуры, ФСБ. "Крышевание" -
термин, прочно вошедший в обиход не только журналистов, но и гражданина. Не
случайно перед нами, депутатами, в своих многочисленных жалобах избиратели
ставят вопрос о степени опасности самих правоохранительных ведомств, их
сотрудников для общества. Люди часто вынуждены считать эти органы рассадником
организованной преступности. Вдумайтесь: ежегодно 1 человек из примерно ста
российских граждан привлекается к уголовной ответственности. И в то же время 1
из 350 сотрудников МВД РФ также совершает преступление. Закономерен вопрос: кто
кого должен профилактировать?
Настало время разобраться: способна ли правоохранительная система страны в
нынешних условиях российского общества эффективно отвечать на вызовы преступного
мира? Каково ее качественное состояние и способность служить народу?
Безусловно, прав министр внутренних дел - нам нужна комплексная профилактика
преступности, и особенно несовершеннолетней. Профилактика эффективна тогда,
когда судами, правоохранительными органами реализуются главные принципы -
неотвратимость наказания за совершенные преступления и презумпция невиновности.
А между тем, соблюдение законности самими стражами порядка является одной из
самых больших проблем, волнующих общество.
Даже по осторожным оценкам экспертов не менее 10-15 % лиц, находящихся в
следственных изоляторах, отбывающих наказание в уголовно-исправительных
учреждениях, невиновны. Обращаю внимание, что речь идет о сотнях тысяч
человеческих судеб. Справедливо и обоснованно требование Генерального прокурора
о недопустимости применения арестов к лицам, не совершившим преступлений,
представляющих большую общественную опасность. Можно смело утверждать, что
институт профилактики, как таковой, сегодня в стране отсутствует.
Спустя 15 лет надо признать, что провозглашая верховенство закона и равенства
всех перед законом, наша Конституция не предусмотрела механизмов реализации
этого важнейшего принципа. Мы являемся очевидцами вопиющей безнаказанности
организаторов и исполнителей тех, кто потопил в крови в октябре 1993 года
законно избранные органы власти - Советы народных депутатов. Не понес уголовной
ответственности ни один из отцов прихватизации в России. О каком
законопослушании гражданина можно вести речь, если Госдума в лице депутатов «ЕР»
приняла закон, фактически легализовавший сомнительные сделки с приобретением
бывших госпредприятий приватизаторами 90-ых годов и обеспечивший безнаказанность
мошенникам.
Каково должно быть правосознание, уважение к законам России, например,
сотрудников МВД, которых в каждой избирательной кампании втягивают в
политический спектакль формирования нужных действующей власти итогов выборов?
Это было совсем недавно, в октябре в Кемеровской области, а ранее в Мордовии,
Дагестане, Ингушетии, Башкирии и ряде других краев и областей РФ. Их руками
творилось беззаконие. Что мешало нашей Генпрокуратуре, Следственному Комитету
при Генпрокуратуре на основании закона отреагировать на исключительно важную для
общества информацию, появившуюся в ряде СМИ, по итогам выборов президента РФ
2008 года, о неожиданном исчезновении в России почти двух миллионов избирателей.
Непредвзятый взгляд любого профессионала - следователя обнаружил бы любопытную и
чрезвычайно важную для итогов выборов в России картину. В Санкт-Петербурге
неожиданно "испарились" около 400 000 избирателей, в Краснодарском крае - почти
300 000, в Волгоградской области - чуть менее 150 000 (тогда как в других
европейских регионах численность избирателей не изменилась ни по отношению к
выборам в Госдуму 2007 года, ни по отношению к выборам президента 2004 года).
Правомерен вопрос: в чьи руки мы ходим отдать исполнение законов, внесенных
президентом РФ, о противодействии коррупции? Кто и как будет обеспечивать их
выполнение? Анализ качественного состава оперативно-следственных работников МВД,
ряда других правоохранительных органов свидетельствует о необходимости резкого
повышения персональной ответственности руководителей всех уровней за подбор и
расстановку кадров. Только в следственных органах при МВД почти 30 %
следователей не имеют высшего юридического образования, а участковые
уполномоченные и оперативные работники уголовного розыска МВД - и того
значительно больше (соответственно 80 и 62%), причем большинство из них не имеют
и достаточного опыта оперативно-следственной работы. О каком качестве
расследований уголовных дел, о законности можно говорить!
Денежное довольствие и в 2008 году у большинства из них, особенно в милиции,
незначительно превышает среднюю зарплату по стране. Практически осталась
по-прежнему кричащей проблема с жильем, например, только в органах внутренних
дел почти 70 000 оперативных работников уголовного розыска, участковых
уполномоченных, следствия не имеют квартир. Продолжается дискредитация
государственными и частными СМИ вот уже десятилетие. В общественное сознание
насаждается образ прокурора - держиморды, мента-взяточника…
Назрела конституционная реформа, существо которой должно расширить контрольные
функции парламента за исполнительной властью, реальное вовлечение общества и его
институтов в формирование органов власти всех уровней и контроль за их
деятельностью. Нужно создать эффективные правоохранительную, судебную системы,
действительно основывающиеся на принципах безусловного уважение к закону, правам
и свободам человека и гражданина.
Пресс-служба фракции КПРФ. Печатается в сокращении.
|