ПРЕСТУПНАЯ КАРУСЕЛЬ ЕГЭ
2008 год стал последним в череде лет проводимого в России преступного “эксперимента” по внедрению Единого государственного экзамена. И ознаменовался он десятками тысяч человеческих трагедий, закончившихся семейными скандалами, нервными потрясениями и суицидом. Только официально по итогам этого “экзамена” было подано 20 000 апелляций. Группа родителей из Москвы направила жалобы в Конституционный суд РФ по поводу незаконного вовлечения их детей в этот эксперимент. Подобные жалобы были и в других регионах.

КАЖДАЯ АПЕЛЛЯЦИЯ — это чья-то сломанная судьба, несбывшаяся мечта, утраченная вера в справедливость. Но главный итог состоит в том, что подрастающему поколению сегодня преподан урок правового нигилизма и безнравственности, поскольку в ходе проведения этого, так называемого экзамена были попраны и растоптаны гражданские права сотен тысяч людей.
Уже восьмой год в стране проводится этот “научный эксперимент”, тотально включивший в себя всё население России. Но мало кто знает, что задумывался и проводился сей “эксперимент” в рамках так называемого Русского проекта, утвержденного конгрессом США еще в 1987 году. И уже в 1992 году в Москве на грант Всемирного банка была открыта Высшая школа экономики.
“Вышка”, как её прозвали все специалисты в России, стала главным звеном в разработке и реализации “реформ” в сфере образования и науки. Именно здесь были сосредоточены все силы, направленные на разрушение российского интеллектуального потенциала. Именно сюда постоянно прибывали различного рода “советники” из-за океана. И именно здесь при активном участии гарвардской профессуры зародилась идея проведения широкомасштабного “эксперимента” по внедрению ЕГЭ. Причем активно предлагавшие эту идею американские советники прекрасно знали, что данный “эксперимент” привел к тяжелейшим последствиям систему образования в самих США и был отвергнут в подавляющем большинстве стран Европы.
В 2000 году, несмотря на бурные протесты ведущих российских специалистов, “эксперимент” начался. Проводился он в чисто американской манере. Разработчиками было придумано несколько красивых мифов: о повышении объективности итоговой оценки знаний, о повышении доступности высшего профессионального образования для выпускников из отдаленных провинций, о сокращении уровня коррупции при поступлении в вузы.
Сегодня, спустя восемь лет, стало совершенно очевидно, что все эти мифы были иллюзорными. Особенно утверждение о том, что ЕГЭ сумеет побороть коррупцию. Практика показала, что с ЕГЭ коррупция возросла многократно. Причем во главе этой коррупции стоят теперь непосредственно федеральные и региональные органы управления образованием.
Каким же образом работает эта преступная “карусель”? В первые годы “эксперимента”, когда масштабы его были незначительными, всю основную работу выполняла специализированная организация — Федеральный центр тестирования. Он принимал от разработчиков контрольно-измерительные материалы (КИМы), размножал их, рассылал по регионам через свои представительства, контролировал проведение самого экзамена и обрабатывал результаты.
При этом соблюдалась одна немаловажная “формальность”: с родителей выпускников, участвовавших в “эксперименте”, обязательно брали заявление об их личном согласии на участие в нем их детей. Иного и не могло быть. Ибо пункт 2 статьи 21 Конституции России строго предписывает не проводить никаких научных опытов с гражданами без их личного на то согласия. Когда же дело касается детей, то согласие должно быть получено от их родителей или опекунов. Однако уже через несколько лет проведения “эксперимента” его организаторы почему-то уверовали в свою полную безнаказанность и вообще перестали спрашивать разрешение родителей на участие их детей в ЕГЭ, тем самым открыто вступив на преступный путь нарушения Основного Закона страны.
Кроме того, организаторы ЕГЭ быстро сообразили, что на нем можно очень неплохо заработать. Режим “эксперимента” позволяет им фактически бесконтрольно и безотчетно тратить бюджетные средства. А таковых за время “эксперимента” по совокупности из бюджетов разных уровней было потрачено около 1 млрд. долларов. И чиновники сообразили, что, имея соответствующие структуры, можно вообще часть денет разложить по личным карманам. Уже через несколько лет после старта “эксперимента” началась отчаянная борьба за позиции. В конце 2006 года после абсолютно надуманного обвинения был устранен гендиректор Федерального центра тестирования В. Хлебников. Большую часть работ по организации ЕГЭ передали в руки коммерческих структур, которые были подотчетны лишь тогдашнему руководителю Рособрнадзора В. Болотову. Именно этот человек держал в своих руках все нити ЕГЭ, начиная от разработки КИМов и кончая выдачей свидетельств.
Сложилась уникальная цепочка. Сначала в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) разрабатывались КИМы. Затем они размножались в коммерческих типографиях. Потом другая коммерческая структура эти материалы упаковывала и рассылала по регионам. Сколько было на самом деле напечатано КИМов, кому и в каком количестве было разослано, до сих пор не знает никто. Поэтому не стоит удивляться, что сегодня более 20 000 сайтов в Рунете предлагают свои услуги по ЕГЭ. Причем многие из них предлагают готовые ответы на задания за один - два дня до проведения экзамена.
У многих экспертов есть также предположение, что секретных пакетов с КИМами направляется в регионы больше, чем положено. Неучтенные пакеты руководителями пунктов приема ЕГЭ вскрываются заранее. Задания решают опытные вузовские преподаватели. И затем готовые ответы активно продаются накануне и во время проведения экзаменов.
Прошлогодний скандал с “ленинградским мальчиком”, купившим на станции метро и выложившим в Интернете за 10 часов до экзамена по русскому языку ответы на все тесты, был первым тревожным сигналом. Но руководство Рособрнадзора упорно продолжало уверять страну, что “на Шипке всё спокойно”. И это ярко свидетельствует о том, что Болотов и его компания, а теперь и сменившая его Глебова все с той же компанией напрямую связаны с людьми, устраивающими из ЕГЭ преступную “карусель”.
Сергей КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН, профессор, доктор педагогических наук. Печатается в сокращении.

 

Сайт создан в системе uCoz