Результаты проверки соблюдения федерального законодательства органами исполнительной власти республики Хакасия

(копия документа)

Как известно, проверка деятельности правительства Хакасии федеральными органами (Генпрокуратурой, Счетной палатой и т.д.) имела широкий резонанс в общественной жизни республики. Вполне понятен интерес к итогам этих проверок как у средств массовой информации, так и у населения. Поэтому появление в начале июля в Интернете документа под заголовком «Результаты проверки…» было незамедлительно прокомментировано рядом СМИ,…но в широкой печати он, увы, не появился.

Редакция считает, что это является фактом урезания гласности и открытости в деятельности наших госорганов, что в принципе недопустимо в нашем, стремящемся к демократии, обществе и предлагает читателям полный текст этого документа.

Кстати, подлинность его подтверждается реакцией А. Лебедя, выразившейся в его ответах газете «Взгляд», размещенных на сайте газеты.

Считаем, что выводы читатели смогут сделать сами.

Редакция.

 

Прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства органами исполнительной власти республики Хакасия.

Установлено, что правительством РХ принимались правовые акты с превышением полномочий, предоставленных федеральным законодательством. Так, 11.12.1998 г. принято постановление правительства РХ № 189 «О выделении квот на добычу золота в 1999 г. золотодобывающим предприятиям в РХ». Вместе с тем, ст. 12 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» указанные полномочия органам государственной власти субъектов не предоставлены. С аналогичными превышениями полномочий вынесено постановление Президиума правительства РХ от 04.09.2000 г. № 154-п «О выделении квоты на добычу золота в 2001 году  золотодобывающему предприятию АООТ «Коммунаровский рудник».

В нарушение требований ст. 81 Бюджетного кодекса РФ правительством РХ выделялись денежные средства из резервного фонда на оплату вклада в уставный капитал создаваемых юридических лиц - ОАО «Гарантэнергопоставка» в размере 100 тыс. руб. (постановление от 10.08.2004 г. №211); командировочных расходов атамана Абаканской городской организации в г. Волгограде в размере 6 тыс. руб. (распоряжение от 09.03.1999 г. № 61-р); для приобретения легкового автомобиля марки Ауди-А-6 для постоянного представителя РХ в г. Москве Бергману ММ. в размере 6000 долларов (постановление Президиума Правительства РХ. от 25.06.2003 г. № 87-п); 300 тыс. руб. Министерству по градостроительной и жилищной политике РХ на приобретение квартиры Карамчаковой Л.Ю. (постановление Президиума правительства РХ от 30.12.99 № 269-и); 230 тыс. руб. Хакасской республиканской организации РОСТО для оплаты за ремонт самолета АН-2 (распоряжение от 10.01.2000 № 7-р), и 29130 руб. на регистрацию, сертификацию и подготовку экипажа самолета ИЛ-14 (распоряжение от 14.03.2000 № 100-р); на выплату заработной платы и начислений членам избирательной комиссии РХ (распоряжение правительства РХ от 09.12.1999 № 339-р); для ремонта оборудования столовой Дома правительства РХ ИП Кадникову В.И. (постановление Президиума правительства РХ от 12.03.1999г. №57-п).

Вопреки требованиям ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающей целевое финансирование федерального бюджета, постановлениями Президиума правительства РХ от 10.12.2003 г. № 178-п, от 28.12.2004 г. № 114-п, от 23.12.2005 г. № 110-п заместителю председателя правительства РХ Бергману М.М. выделены денежные средства из резервного фонда правительства РХ в размере 248 тыс. рублей для оплаты путевки и проезда в санаторий «Моршинский» (Украина).

В нарушение требований бюджетного законодательства в 1996-1999 г. правительством РХ принимались правовые акты о выделении беспроцентных бюджетных ссуд хозяйствующим субъектам и федеральным органам исполнительной власти (ПФК «Хакасия», ОАО «Саянстрой», Управлению Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи по РХ) на общую сумму около 6 млн. руб.

При предоставлении налоговых кредитов в виде отсрочки налоговых платежей АО «Абаканвагонстрой», АОЗТ фирма «Илона», АО «Саянал» правительством РХ в постановлениях от 14.02.1996 г. № 38, от 27.02.1996 г. № 43, от 14.05.1996 г. № 122 не были соблюдены требования ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» об указании вида налога.

Выявлены факты незаконного расходования средств республиканского бюджета на оплату командировочных расходов. Так, на основании постановления Президиума правительства РХ от 19.06.1997 г. № 118-п «О командировке в Турцию» в нарушение ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», была оплачена поездка в Турцию ректора Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Кузьмина В.А. Правительством РХ 10.04.97 г. принято незаконное распоряжение № 87-р о выделении Министерству финансов РХ для перечисления в ФПК «Столица» на возмещение расходов по оплате командировочных расходов сотрудников коммерческой организации.

Правительством РХ не принято мер к возмещению бюджетных средств за обучение Саркисяна А.Р., что свидетельствует о нерациональном использовании бюджетных средств.

В условиях дефицитного бюджета республики в 2004 г. правительство РХ по постановлению от 12.02.04 г. № 35 приобрело в государственную собственность РХ акции акционерного коммерческого банка «Хакасский республиканский банк - Банк Хакасии» на сумму 25 млн. руб., дивиденды от которых за 2002-2005 г.г. составили 1,9 млн. руб., что свидетельствует о несоразмерности затрат республиканского бюджета с получаемыми доходами. Таким образом, направление бюджетных средств в размере 25 млн. руб. на увеличение уставного капитала Банка является неэффективным и неэкономным расходованием бюджетных средств, что не соответствует принципам бюджетной системы Российской Федерации, определенным ст. 28 БК РФ.

Неэффективность управления республиканским имуществом со стороны правительства РХ, республиканского Комитета по управлению государственным имуществом установлена при создании (путем приватизации) ОАО «Гладенькая» с долей республиканской собственности в уставном капитале 49% (в уставный капитал общества из республиканского бюджета внесено 110 млн. руб.). Начиная с 2000 года государственные средства незаконно вкладывались в развитие туристического комплекса на горе Гладенькая. Несмотря на наличие дефицита республиканского бюджета, вложения бюджетных средств с каждым годом увеличивались, а деятельность ОАО «Гладенькая» оставалась убыточной, прибыль и дивиденды республика не получала.

Установлены нарушения законодательства о государственной службе. В личных делах государственных служащих отсутствуют заявления о согласии на замещение государственной должности (Лапыка О.В., Курбанова А.Р. и др.); медицинские заключения установленной формы об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и ее прохождение (Лебедя А.И., Романюка В.П. и др.); документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (Иванова А.М., Курбанова А.Р., Аешиной Л.И); служебные контракты (Лапыка О.В., Иванова А.М., Часовникова Л.П. и др.); справки о результатах достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами. Вопреки требованиям ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» министром градостроительной и жилищной политики РХ Романюком В.П. в налоговых декларациях о доходах за 2002-2005г.г. не указано о наличии в собственности жилого дома по ул. Тополевая, 12 в г. Абакане.

Правительством РХ не соблюдается антимонопольное законодательство.

В нарушение требований ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 28.05.01 г. между Правительством РХ и ОАО «Русский алюминий» подписано соглашение о социально-экономическом партнерстве сторон. Во исполнение соглашения правительство РХ создает благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности указанной компании на территории республики в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов (содействует в реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в выделений земельных участков, получении лицензий на пользование недрами, в сохранении действующих тарифов, в возмещение экспортного налога на добавленную стоимость; в установлении партнерских отношений с органами местного самоуправления, на территории которых расположены предприятия, находящиеся в управлении Компании).

Без согласования с антимонопольным органом, как того требует ст. 7 названного Закона, издано распоряжение правительства РХ от 07.07.00г. № 256-р «О назначении регионального оператора по поставкам авиатоплива для ОАО «Аэропорт Абакан», которым ООО «Корпорация «Надежда» назначена региональным оператором для поставок топлива и ей предоставлено право на заключение договоров и соглашений по поставкам, реализации и возврату топлива. Не прошли процедуру согласования в указанном органе контроля соглашения с ОАО «Русский алюминий», ОАО «СУЭК», ЗАО «Разрез «Степной», ОАО «Разрез «Изыхский». Правительством РХ проигнорированы замечания антимонопольного органа при принятии 24.04.06 г. постановления № 102 «Об уполномоченной организации по поставкам в РХ сжиженного газа».

В нарушение ст. 7 названного Закона правительством РХ произведено закрепление за Министерством транспорта и дорожного хозяйства РХ на праве оперативного управления всех республиканских автодорог общего пользования, в результате специально созданные автодорожные государственные унитарные предприятия лишены возможности иметь в хозяйственном ведении объекты недвижимости (автодороги). Вследствие чего бюджет республики с 2004 г. недополучил 193 млн. руб. налога на имущество. Кроме этого, установлено, что в нарушение действующего законодательства средства республиканского дорожного фонда в размере около 30 млн. руб. в 2005 году были использованы Министерством транспорта и дорожного хозяйства РХ нецелевым образом на незаконное финансирование не входящих в состав государственного имущества РХ сельских бесхозных автодорог.

При проверке исполнения законов о закупках и поставках товаров, работ и услуг для государственных нужд выявлены факты несоблюдения Указа Президента РФ от 08.04.97 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», определяющего, что размещение заказов на закупку продукции для государственных нужд осуществляется посредством проведения торгов (конкурсов). Так, Минградом РХ и Минсельхозом РХ не проводились конкурсы при заключении договоров с ООО «Абаканское СМУ Хакаспотребсоюза» на проведение ремонтных работ в Ширинской средней общеобразовательной школе от 17.07.02 на сумму 763 тыс. руб., с предпринимателем Иванчик М.А. на ремонт Хакасской национальной гимназии - интерната им. Н.Ф. Катанова от 16.01.03 на сумму 840 тыс. руб., с ООО «Строительно-монтажный сантехсервис» по реконструкции водоснабжения в п. Жемчужный Ширинского района от15.07.02 на сумму 5,3 млн. руб. и другие. Также Минградом РХ не проводились конкурсы по ремонту Дома-Интерната для детей-инвалидов на 292 места в г. Абакане, по реконструкции водопровода в г. Черногорске, ремонту РГУ «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева», капитальному строительству школы на 834 места в п. Копьево, строительству памятника жертвам политических репрессий в г. Абакане, по реконструкции республиканского противотуберкулезного диспансера в г. Абакане, ремонту водопровода г. Сорск (ст. Ербинская), ремонту хирургического корпуса Республиканской больницы в г. Абакане.

Вопреки требованиям ст. 9 Закона, предусматривающей запрет на участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и афиллированных лиц, при проведении Минсельхозом РХ 27.12.02 конкурса на выполнение научно-исследовательских работ в 2003 г., победителем которого признан НГУ НИИ аграрных проблем Хакасии, в состав конкурсной комиссии был включен директор названного института Севостьянов В.К. Аналогичные нарушения допущены при проведении конкурса 29.11.03 на выполнение научно-исследовательских работ в 2004 г.

В нарушение требований ст. 4 Закона РХ от 25.11.2002 г. № 63 «О государственном заказе РХ» закупка ГСМ социальными министерствами осуществлялась способом запроса котировок при стоимости заключенных контрактов свыше 2000 МРОТ. Таким же способом заключены договоры с предпринимателем Андреевым на закупку продуктов на сумму 279 тыс. руб., с предпринимателем Глушковым на закупку продуктов на сумму 516 тыс. руб., с ООО «Компьютерные системы» о приобретении вычислительной техники на сумму 845 тыс.руб., с ООО «ТПК «Союз» о приобретении компьютеров на сумму 347 тыс.руб.

Без проведения конкурса аппаратом правительства РХ заключен контракт с ООО «Синтез-Н»; не включены в реестр за 2005 г. контракты с ООО «Сантехстрой», ООО «Абакан Авто Редут»; не указана стоимость строительных работ по контракту с ООО «Дизайн-трест», в последующем с ним без конкурса заключено дополнительное соглашение на увеличение объемов выполняемых работ и цены контракта. Не проводился конкурс на размещение заказов на закупку твердого топлива для государственных и муниципальных нужд в 2003-2005 гг. при заключении правительством РХ соглашения от 10.12.03 г. № 1677 с ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» по установлению цен и объемов реализации твердого топлива (угля) для организаций бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства РХ на 2004 г.

Не соблюдались требования п. 57 Положения «Об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд», утвержденного Указом Президента РФ от 08.04.97 г. № 305, о запросе ценовых котировок не менее чем у трех поставщиков. Фактически при выборе победителей по размещению заказов участвовали по 2 поставщика.

Без проведения конкурса и получения согласования Министерства финансов и экономики РХ Минградом РХ заключены посредством закупки у единственного источника договор с ООО «Механизированная колонна № 8» по ремонту системы водопонижения поселка Камышта от 19.09.03 г. на сумму 1,5 млн. руб., договор с ООО «СибЭнерго» по ремонту котельных и тепловых сетей в с. Бея от 10.08.04 на сумму 1,3 млн. руб., из них 840 тыс. руб. - из средств бюджета Республики Хакасия.

Аналогичные нарушения установлены в Минздраве РХ при заключении договора от 01.08.03 г. на выполнение подрядных работ по строительству республиканского центра «Анти-СПИД» с ООО «Бравада», договора с ГУП «Абаканкоммунпроект» на выполнение проектных работ о техническом состоянии зданий травматологического и хирургического отделений и прачечной республиканской больницы в г. Абакане, на разработку пакета документов по модернизации системы здравоохранения с Институтом социально-экономических проблем здравоохранения в г. Кемерово, на закуп медицинского оборудования у ООО «Караттрак» и др. Кроме этого, названным министерством при закупке у единственного источника ОАО «НПО Экран» авансирование покупки произведено в размере 80 % при необходимости 30 %.

Министерством по физической культуре и спорту реестр закупок для государственных нужд в 2000-2006 г. не велся, хотя контракты заключались.

Изложенное свидетельствует о неединичных грубых нарушениях федерального законодательства, низкой дисциплине государственных служащих и отсутствии контроля со стороны руководства правительства РХ.

По результатам проверки председателю правительства РХ внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, наказании виновных должностных лиц и возмещении незаконных расходов.

Настоящая информация направляется в Ваш адрес для сведения.

Прокурор Республики Хакасия Н.И. Попов.

 

WWWABAKAN.RU - Информационный портал, Форум, Политклуб, 04.07.2006г.

 

 

Сайт создан в системе uCoz