ОТЧЕТ

о работе совета старейшин за 2003 – 2006 гг. и задачах его на ближайшие годы

 

Мы собрались на очередной съезд народа, чтобы подвести итоги работы за три года и наметить очередные задачи.

Сегодня уместно напомнить, что проведение съездов – это давняя традиция хакасского народа, которая с некоторыми перерывами продолжается многие сотни лет. В старину такие съезды проводились, как правило, в кризисные периоды, когда возникала явная угроза для существования государства и нации, для обеспечения свободы, независимости и безопасности народа. То есть народ прибегал к созыву съездов с целью решения особо важных вопросов, например, вопросов войны и мира, заключения союзов с другими народами или выход из них. Наиболее регулярно они проходили в период с ХIV по ХVII века.

По данным переписи 2002 года численность хакасского населения республики составила 65500 человек, из них мужчин 30822, женщин 34600. В городах проживало 25071 человек, в сельской местности 40350. По родовому признаку хакасское население подразделяется на 291 род. Доля хакасов в населении республики составляла 12%.

Надо подчеркнуть, что особенностью Хакасии является то, что за весь трёхсотлетний период пребывания в составе России у хакасской нации не было стремления к самоизоляции и к государственной независимости. Это объясняется, во-первых, тем, что Российское государство внимательно следило за ситуацией в регионе, не допускало разрастания проблем, вовремя снимало отдельные элементы напряжённости, не доводя их до кризиса и конфликтов и, во-вторых, население постепенно без рывков, шоковой терапии и унижений приобщалось к русской культуре. Поэтому даже на этапе митинговой демократии в конце ХХ века межнациональные отношения не доходили до крайностей.

Однако в целом спокойная ситуация не означает, что в республике отсутствуют национальные проблемы. Они имеют место и, прежде всего, в сфере культуры. Это ущемление хакасского языка, недостаточный объём передач по радию и телевидению, свёртывание национального книгоиздательского дела, отсутствие равенства наций в проведении кадровой политики, вытеснение национальных кадров из отдельных учреждений и ведомств госуправления, отсутствие внимания республиканских органов власти к созданию рабочих мест в национальных сёлах, что привело к поголовной безработице и деградации хакасского населения в отдельных населённых пунктах.

Эти и другие проблемы являются базой для развития скрытой формы межэтнической напряжённости. Она опасна тем, что если и дальше не обращать на неё внимания, то это может привести к вспышке, к открытой форме противостояния, к проявлениям агрессивности. Она исподволь разобщает людей, настраивает их друг против друга по национальному признаку.

В последние годы основные усилия населения были направлены на поиск путей выхода из создавшегося положения, главным направлением стало развитие домашних хозяйств, предприятий малого бизнеса и т.д. Однако этих мер недостаточно. 25,4% жителей республики остаются за чертой бедности. В их числе значительную долю занимают хакасы.

Три года назад состоялся Х съезд народа, где исполнительным органом национального движения был избран Совет старейшин родов Хакасского народа, которому была поручена реализация решений съезда. В его состав было избрано 25 человек, в том числе 11 человек вошли в состав Президиума Совета старейшин.

В Хакасии согласно Конституции и Закону республики Хакасия «О языках народов Республики Хакасия» государственными языками являются русский и хакасский. Языком межнационального общения в Республике Хакасия является русский, то есть государственный язык России. Языковое пространство этого языка практически не ограничено. Что касается хакасского языка, то сфера его использования довольно ограничена. Узкий диапазон применения хакасского языка в общем-то объясним – это связано с небольшим числом хакасов в общей массе населения. Это объективная причина и здесь ничего не поделаешь, так как никакие законы не могут заставить людей большой нации использовать язык малой.

Но хакасское население вправе требовать создания нормальных условий для применения и сохранения родного языка, в том числе в сфере образования, особенно в сельской местности, где он необходим как средство обучения в начальной школе и предмет изучения в средней школе. Между тем, именно здесь мы наблюдаем постоянное, а возможно целенаправленное его вытеснение.

Это особенно наглядно проявляется в сфере массовой информации, где из года в год искусственно сокращается число часов вещания на хакасском языке. Например, ГТРК в последние годы резко сократило длительность радио- и телепередач на хакасском языке. Радио до 20 минут в сутки, на таком же уровне ТВ. Ниже этого предела не бывает, потому что такие передачи становятся бессмысленными. В республике активно свёртывается выпуск печатной продукции. 3 года назад прекращён выпуск единственного журнала «Тасхыл» на хакасском языке и детского журнала на двух языках. Из-за отсутствия поддержки и достаточного внимания органов республиканской власти едва сводит концы с концами единственная хакасская республиканская газета «Хакас чирi», тираж которой с 10 000 экз. в год в советский период сократился до 3 000 экз.

Попытка вытеснить хакасский язык особенно ярко проявляется в издании книг. Поэтому особое внимание Совет старейшин уделял проблеме сохранения национального Книжного издательства – важнейшего условия для сохранения языка. В последние годы в республике практически прекращён выпуск учебной и учебно-методической литературы, не говоря уже о литературе по общественным наукам, научно-популярной и художественной. Выпуск художественной литературы на хакасском языке полностью прекращён 7 лет назад. Но особенно беспокоит сокращение выпуска учебников. Школьники вынуждены пользоваться учебникам 1980-х годов или начала 1990-х годов, что недопустимо даже по санитарным нормам. 40 наименований учебников требуют срочного обновления, в то же время их выпуск сокращён до трёх наименований в год. Для сравнения: в Туве ежегодно выпускается от 30 до 40 наименований книг и учебников. Остановлено издание произведений хакасских писателей и поэтов. Несмотря на такую ситуацию правительство РХ резко понизило статус Хакасского издательства. Вместо самостоятельного госучреждения оно введено теперь в систему Министерства образования РХ, а это затруднило решение проблем. И не случайно сегодня, накануне своего 75-летнего юбилея, у него нет ни нормального помещения, ни нормального современного оборудования. Дело дошло до того, что совет старейшин вынужден был искать частных спонсоров, чтобы приобрести оборудование для этого государственного учреждения.

Показателем пренебрежительного отношения к языку является такой факт – законы, принимаемые в республике публикуются только на русском языке, даже Конституция Республики Хакасия не издана до сих пор на хакасском языке. В библиотеках очень мало литературы на хакасском языке. В сельской местности только 10% библиотек обслуживает хакасское население.

Практически оторван от сельского населения хакасский национальный театр, у которого до предела снижено финансирование гастрольных поездок по районам. В республике фактически отсутствует сеть музеев, клубов, художественных коллективов, работающих на хакасском языке.

Мне хочется здесь напомнить слова В.И. Ленина: «Как бы нам не хотелось ускорить процесс введения единого государственного языка, но искусственно сокращать число национальных языков позорно! Это полицейщина! Нельзя народы загонять в рай дубиной!» И, слава Богу, такая политика сохранялась весь ХХ век. Благодаря ей хакасский язык выжил и развился, была возрождена письменность, организован выпуск газет, создано национальное книжное издательство. Но сейчас делается попытка проводить противоположную языковую политику. Это и есть главная причина того удручающего положения, в котором оказался хакасский язык. За последнее десятилетие никто не вспомнит случая, когда бы за нарушение закона о языке были применены какие-либо санкции (поощрения или наказания), стимулирующие соблюдение норм действующих языков. Но если у нормы отсутствуют сопровождающие её санкции, то это бесполезная недействующая норма. Она лишена реального смысла, это обман общества.

Между тем невыполнение законодательных актов о языках затрагивает сознание населения, вызывает раздражение и агрессивную реакцию. А этим шутить нельзя. В сегодняшнем мире достаточно негативных примеров на этот счёт.

В отчётный период Совет старейшин большое внимание уделял проблеме детей-сирот коренного населения, оказавшихся в детских домах. Вопросам усыновления и удочерения их в семьях родов. Начав работу 3 года назад мы постоянно возвращаемся к этой теме. Мы продолжаем здесь традицию предков, которые исходили из того, что ни один ребёнок-сирота не должен быть брошен на произвол судьбы, он должен быть определён в одну из семей рода, которая обязана заботиться о нём до наступления совершеннолетия. Потеряв родителей, главная мечта сироты найти новую опору в жизни, найти новую семью, где он мог бы получить не только кров, но и постоянную материальную и моральную поддержку.

Совет старейшин особо благодарен таким людям, и, не случайно празднуя в прошлом году Чыл-пазы, мы отметили специальными призами 17 семей, которые взяли на воспитание от четырёх и более детей. Совет старейшин вручил им электроплиты, стиральные машины и другую бытовую технику.

Одним из важнейших направлений деятельности Совета старейшин была работа, связанная с ликвидацией аварийных школ. Мы постоянно привлекали внимание Правительства и Верховного Совета к этой проблеме и, надо сказать, что определённые сдвиги здесь есть. В последние годы построено 5 школ взамен аварийных.

Между прочим, наличие проблемы аварийности школ вызывает недоумение. Таких школ вообще не должно быть. У нас не только есть, но и поддерживаются в таком состоянии много лет. Восемь лет назад совместная комиссия Верховного Совета и Правительства провела обследование и признала аварийными 18 сельских школ, половина из них в Аскизском районе. Был составлен график их замены, запланированы сроки проектирования и строительства. К сожалению, активный период на этом завершился. О программе просто забыли. Замена школ в этих посёлках идёт только после ЧП. Например, к строительству новой школы в деревне Верх-Тёя приступили только после того, когда в школе ночью обрушился потолок (это было в апреле и завершать занятия пришлось в медпункте). Только после частичного обрушения построены школы в Сафроново, Хойзу, Иллиморово, сейчас заканчивается в Усть-Таштыпе.

За 8 лет из 18 аварийных школ заменены только пять. Остальные – в стадии разрушения, т.е. работа для МЧС на ближайшие годы гарантирована. Важно, чтобы не было жертв. В настоящее время на грани обрушения школа в с. Усть-Есь, где учится около 300 ребятишек. Дело дошло до того, что проблемой занялась прокуратура. Она требует немедленного закрытия школы. В таком же состоянии школа в с. Казановка. Мы просим прокуратуру взять под контроль и другие такие школы.

Совет старейшин занимался и проблемой укрепления материальной базы здравоохранения, сохранением в малых населённых пунктах фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), они активно закрываются из-за аварийности помещений. Мы считаем, что ФАПы следует сохранять, в том числе путём приобретения специально оборудованных контейнеров. По просьбе Совета старейшин руководство «Абаканвагонмаш», занимаясь поставками контейнеров для Югославии, разработало проект специального контейнера для ФАП. Этот контейнер площадью около 20 кв. метров легко перевозится и монтируется в любом населённом пункте, где есть электроэнергия. Стоимость его вместе с оборудованием 300 тысяч рублей. Районы могли бы уже в этом году начать приобретать такие ФАПы.

Совет старейшин озабочен состоянием окружающей среды, которая ухудшается в связи с деятельностью СаАЗа. В 2004 году совместно с Хакасской организацией КПРФ и Советом ветеранов мы обращались к руководству «Русала» и СаАЗа с открытым письмом, где был поставлен ряд вопросов, волнующих общественность. Однако руководство СаАЗа проигнорировало письмо, что вынуждает нас принимать более решительные меры - выходить на федеральный уровень и в правоохранительные органы. Тем более что руководство завода ведёт себя весьма цинично. Несмотря на требования общественности доказать экологическую безопасность производства, представить государственную и общественную экологические экспертизы, завод хладнокровно разворачивает новые мощности. Республиканские чиновники вместо охраны природы и здоровья людей стали на защиту интересов завода. Понимая опасность производства, они пытаются переключить внимание населения с СаАЗа на другие источники загрязнения (например, на падающие в верховьях Абакана третьи ступени ракет, запускаемых с Байконура), хотя хорошо осведомлены, что по масштабам загрязнения отработанные части ракет и на тысячную долю не могут идти в сравнение с СаАЗом.

Наёмные менеджеры завода постоянно твердят, что на предприятии лучшая в мире технология производства алюминия. Но населению нужна не лучшая, а безопасная технология. Поскольку за 15 лет деятельности завода в зоне его влияния заболело раком около 17 000 человек, приведены в негодное состояние и подлежат выведению из хозяйственного оборота сотни кв. км сельскохозяйственных земель. Несмотря на это завод пытается удвоить и даже утроить свои мощности. Это значит, что в ближайшие годы могут попасть в список онкобольных и погибнуть десятки тысяч людей. Мы не против производства алюминия, но не любой же ценой.

Вопрос стоит сейчас так: олигарху нужна прибыль, населению – здоровье. Обмен далеко не равнозначный. Отдавать свои жизни ради прибыли одного человека - это не только кощунственно, но и чудовищно. Мы полагаем, что в стране и республике найдутся силы, которые способны отрезвить и умерить аппетиты отдельных капиталистов.

Большую тревогу вызывает положение с пьянством, алкоголизмом, наркоманией. Поэтому Совет старейшин неоднократно выносил эти вопросы на свои заседания, привлекая к ним внимание районных, городских и родовых Советов старейшин.

А положение дел здесь тревожное. В республике свыше тысячи человек страдает наркоманией, 10 тысяч человек – алкоголизмом. Среди них значительная доля хакасов. Наиболее высокое распространение алкоголизма отмечается в селе. А по наркомании наиболее высокие показатели в г. Абакане, Саяногорске, а также Бейском и Ширинском районах. Основными причинами такого положения являются: нелегальный оборот наркотиков, массовая продажа дешёвого спирта; продажа алкоголя несовершеннолетним; слабая обеспеченность республики врачами-наркологами (в целом по Хакасии ~ 50%), а в ряде районов их вообще нет.

Большой проблемой республики является высокий уровень безработицы. Фактическое число безработных  составляет у нас около 30 000 человек. Этот уровень безработицы консервируется у нас на протяжении более 10 лет. Применяемые меры по снижению безработицы не дают результатов, нужны кардинальные решения. Поэтому Совет старейшин активно поддерживает идею создания Особой Экономической Зоны. И хотя Хакасии не удалось пока попасть в число «счастливчиков», мы считаем, что от такого варианта развития экономики нельзя отказываться, а наоборот, использовать для этого любые возможности, в том числе и предстоящее празднование 300-летия, а также любые контакты с руководителями страны и т.п.

Надо сегодня отметить, что активную позицию по снижению безработицы занимается администрация Аскизского района, где предметно ведётся работа по укреплению домашних подсобных хозяйств, развитию малого бизнеса, наращиванию рабочих мест.

В 2003 году мы организовали возвращение на своё историческое место известной святыни хакасского народа каменного изваяния Хуртуй-ах-Тас. Эта задача ставилась тремя съездами народа, но за неё никто не брался. Мы её выполнили. Совет старейшин выражает здесь свою благодарность всем энтузиастам, кто принимал участие в этом деле, и, особенно, Председателю Правительства А.И. Лебедю, который содействовал не только переносу изваяния, но и последующему облагораживанию места установки.

Совет старейшин принимает активное участие в организации проведения хакасских национальных праздников, таких как Тун-Пайрам, Чыл-Пазы и других. Нам удалось повысить уровень проведения некоторых праздников. Например, празднование Чыл-Пазы стало проводиться на центральном стадионе Абакана, где есть необходимые условия для осуществления массовых мероприятий. Праздник стал многолюдным, его с интересом посещают люди самых разных национальностей, что, несомненно, способствует укреплению дружбы между народами, населяющими республику.

Город Абакан обретает окончательные хронологические рамки, т.к. появляется точная дата сооружения на его территории первых крупных инженерных сооружений. Это 98 год до нашей эры, т.е. город по праву становится одним из старейших городов мира. Через 2 года ему исполнится 2110 лет. Кстати эта дата тоже должна быть отмечена достойно. Большой юбилей города даёт возможность получить финансовую поддержку государства и нам нельзя упустить этот шанс.

Президиум Совета старейшин решил расширить в текущем году состав Совета, довести число членов до 50 человек вместо 25 и сделать это в основном за счёт более молодых людей, энергичных, целеустремлённых, способных решать задачи, а не болтать о них.

Владислав ТОРОСОВ. Печатается в сокращении.

Сайт создан в системе uCoz