Цинизм власти.

В Верховный Совет Республики Хакасии вносится проект Закона «О социальном заказе Республики Хакасия». В преамбуле этого проекта записано: «Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере удовлетворения социальных потребностей населения Республики Хакасия».

Во время вступления в свою должность А.И. Лебедь провозгласил то, что его правительство будет социально направленным. Если говорить человеческим языком, то это значит, все действия правительства будут направлены на удовлетворение социально значимых потребностей жителей Республики Хакасия.

В проекте Закона в статье 1 «Общие положения» мы сразу видим, как понимает социальную направленность нынешнее правительство Хакасии. Правительство собирается сокращать нерыночные элементы функционирования в области образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и социальной поддержки. Простым людям необходимо сразу понять то, что за все заставят платить и по полной программе. Если мы еще вольны выбирать сходить нам в музей, театр, на стадион, то учиться или учить своих детей, лечиться или лечить своих родителей и детей, иметь квартиру и ее достойно содержать выбора нет.

Нет сомнений в том, что необходимо принимать срочные, самые действенные меры для предупреждения подобных решений и спасения будущего наших детей. Кроме того, все согласны с тем, что коммунисты с этой камарильей в одиночку не справятся, их усилия должны найти поддержку у основной массы населения, которую пытаются в очередной раз ограбить и залатать образующиеся в республиканском бюджете бреши. Республиканские власти откровенно не желают беспокоить своими просьбами федеральную власть, которая из года в год находит причины сократить бюджет Хакасии и одновременно передать на него дополнительные полномочия.

Принятие этого Закона будет говорить лишь об одной вещи - что республиканская власть устала думать. Народ же находится в пассивном состоянии, которое является скрытой формой отчаяния. А напрасно. Считаются лишь только с теми, кто может себя защитить и имеет честь и достоинство.

Цинизм власти виден во многих пунктах этого Закона. Власть сама является заказчиком и контролером эффективности расходования бюджетных средств. Чтобы не быть голословным, хотелось бы рассмотреть этот вариант на примере образования. Предпринимаемые в последние годы попытки произвести обновление и совершенствование образовательной деятельности посредством внесения в нее бессистемных поправок не приносят желаемых результатов. Требуются более существенные перемены в практике образования, которые возможны лишь при системной организации мышления и действий участников педагогического процесса. Для меня этот вопрос ясен - необходимо срочно вернуться к российско-советской системе образования, где была эта система. Еще пять-семь лет необдуманных реформ и модернизаций российского образования и нам 5-6 поколений потребуется для ее восстановления. А это фактически ликвидация государственности. Другие страны за эти годы далеко уйдут вперед, беря за основу советскую систему образования. Необходимо увеличение финансирования образования и восстановление вертикали управления по всем показателям. Вот в этом и заключается социальный заказ общества.

Чиновник не будет ломать голову над тем, как эффективно расходовать скудные бюджетные средства на выполнение социального заказа, предоставляемые на рыночной и нерыночной основе. Во-первых, перечень рыночных услуг будет расти. Во-вторых, нерыночные услуги под различные благовидные разговоры будут сокращаться. Примеров уже сейчас предостаточно. Читатели могут их привести из своего личного опыта. А в самом проекте Закона об этом говориться около десяти раз («развитие форм государственно-частного партнерства», «сокращение нерыночных элементов…», «…на бесплатной или частично платной основе в соответствии с действующим законодательством» и т.д.). Интересен пассаж о внедрении механизма нормативно-подушевого финансирования. Чем меньше душ, тем меньше финансирование. Заманчиво для власти, не правда ли? Заказ Запада на сокращение населения России в действии.

Интересна статья 7, где заказчику вменяется право осуществлять контроль качества выполняемых исполнителем социального заказа социально значимых мероприятий в порядке и по показателям, предусмотренным социальным контрактом. Каким образом будет осуществляться контроль качества в области образования? Существует опасность субъективной оценки этого качества, а значит  возможность приостановления финансирования социального заказа. Слишком много вопросов к разработчикам этого Закона. «Здоровый желудок всегда консервативен. Мало кто из радикалов может похвастаться хорошим пищеварением» – говорил английский писатель С. Батлер. Побережем свои «желудки» и не будем принимать подобные Законы.

Лушников В.И., депутат ВС РХ, кандидат педагогических наук, г. Абакан.

Сайт создан в системе uCoz