НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДЕПУТАТЫ

 

Начало работы пятой сессии Верхов­ного Совета республики не предвещало сенсаций. По уже установившейся тради­ции при обсуждении повестки руководи­тель фракции КПРФ В.Н. Керженцев пред­ложил перенести запланированный на конец заседания доклад А. Лебедя о рабо­те правительства за прошлый год в число первых вопросов. Рядом с утверждением отчета об исполнении бюджета республи­ки за прошлый год министра финансов и экономики А. Иванова. Коммунисты со­чли, что это нужно обсуждать в едином блоке и голосованием «за» депутаты под­держали предложение. Именно эти клю­чевые вопросы стали не только в центре обсуждения, но и наверняка впервые в работе этого созыва депутаты так дружно критически оценили работу правитель­ства, несмотря на политические пристра­стия. Видимо, этот настрой во многом просто спровоцировал прямо-таки благо­стный анализ работы правительства А.. Ивановым. Из его выступления получа­лось, что республика по всем показателям - в промышленности, сельском хозяйстве, в социальной политике и даже по инвес­тиционной привлекательности в первой десятке регионов страны.

Затем слово было предоставлено пред­седателю комитета по бюджету, финансам, налогам и ценам ВС С. В Комарову. И по мере того, как зазвучали реальные циф­ры исполнения того же бюджета, станови­лось ясно, что скандал назревает прямо на глазах. Оказывается, на самом деле почти все разделы расходов недофинан­сированы или финансирование было не­равномерным. Так, программа профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполнена лишь на 33,3 %, «Дети-инвалиды» - на 57 %. По разделу «Образование» расходы на учеб­ные заведения и курсы по переподготов­ке кадров выполнены на 56 %, примерно такая же картина по программам здра­воохранения, сельскому хозяйству. Пла­новые объемы финансовой помощи му­ниципальным образованиям в прошлом году изменялись четыре раза, вследствие чего эта помощь составила, например, для Абакана - 235 %, Саяногорска - 222 %, Абазы-168 %, а Аскизского поссовета -55 % и так далее.

Финансирование республиканских целевых программ, особенно имеющих социальную значимость, тоже велось не­равномерно. Например, фактическое ис­полнение составило по программе «Соци­альная поддержка инвалидов республи­ки» - 53 %, по программе «Меры по уси­лению борьбы с преступностью» - 47 %, по программе «Старшее поколение» - 63 %, по программе «Молодежь Хакасии» -60 %. Несмотря на общие разговоры о под­держке малого и среднего бизнеса про­грамма «О государственной поддержке малого предпринимательства» в респуб­лике реализована лишь на 50 %.

Заметное оживление в зале вызвали цифры расхода резервного фонда прави­тельства, который реализован на 43 %. Не все суммы, выделенные из этого фонда муниципальным образованиям, отража­лись в бюджете расходов этого фонда. В на­рушение ст. 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервного фонда расходовались на проведение праздничных мероприятий и приобретение ценных подарков, участие в конкурсах и празднованиях - потрачено более миллиона рублей, на организацию и участие в совещаниях, заседаниях, в том числе для участия министра культуры в г. Астане – более 400 000 рублей. Бесконтрольно расходовались средства этого фонда и на изготовление книг и их презентацию, что, надо сказать, в последние годы становит­ся настоящей эпидемией среди наших чи­новников. Кроме того, из резервного фонда в нарушение названного кодекса выделе­ны средства в размере ста тысяч рублей для компенсации обманутым вкладчи­кам, около двухсот тысяч рублей на приоб­ретение автомобиля главе правительства и т. д.

А вердикт комитета зал слушал при полнейшей тишине: указать правительству республики на систематические наруше­ния бюджетного законодательства, на не­соблюдение принципа достоверности бюд­жета в части реалистичности расчета дохо­дов и расходов республиканского бюджета, не целевое использование средств резерв­ного фонда, несвоевременное погашение и списание выданных из республиканского бюджета бюджетных ссуд. Итог - направить это постановление в прокуратуру респуб­лики для проверки фактов и принятия со­ответствующих мер. Таким образом, воп­рос об утверждении отчета министра А. Иванова повис в воздухе, чего абсолютно не ожидали ни он сам, ни ожидавший оче­реди для своего доклада А. Лебедь.

Зал раскололся в оценке происходяще­го, причем число критиковавших росло. Сразу попытался урезонить депутатов А. Лебедь, очень «тонко» намекнув, что Ко­маров все-таки член «Единой России», как же так получается, на чью мельницу, дес­кать, воду льем? Не подействовало. Вслед за В. Керженцевым свое несогласие с та­ким положением дел в правительстве на­чали высказывать депутаты других фрак­ций. Так Толошин справедливо спросил: «Бюджет-это закон и кто дает право его на­рушать? И почему возникает профицит, если не выполняются те программы, кото­рые утверждаются Верховным Советом? Ведь это все и вызывает у людей недове­рие к власти». После попытки Герасимова успокоить фразами об общей ответственно­сти и депутатов, и правительства за дела в республике, депутат Привалов урезонил защитников Иванова фразой: «Да мы уже лет пять на все это смотрим сквозь паль­цы, до каких же пор? Движения вперед нет, нужно разобраться, что у нас происходит на самом деле».

Призвал правительство делать пра­вильные выводы и Шпигальских. А вот депутат Шавыркин связал этот раскол с ...коммунистами, это, мол, они ищут сен­сацию. Депутат Волков удивился, как это А.Иванов не знал, что будет докладывать Комаров? Поскольку А. Иванов с места бро­сал в основном одну реплику: «То, что ука­зано в докладе Комарова - это не коррект­но, это уже пиар молодого политика!», выс­тупивший депутат Исаков ему возразил: «Да нужно признать, что когда темпы рос­та зарплаты выше роста производительно­сти труда - это ненормально. Наша беда в том, что функцией ВС стало распределение денег. Мы привыкаем к мысли, что жи­вем плохо, потому что просим денег у Мос­квы, а свое производство падает. И в этом надо честно признаться, а не выпускать пар».

Не случайно приходится так подробно излагать обсуждение данного вопроса де­путатами различных фракций. Как верно подчеркнул В. Керженцев, дело тут не в партиях. Беда как раз в том, что реальные цифры именно у Комарова и они отражают истинное положение в республике, в чем депутаты* сегодня убедились. Именно это-обстоятельство есть серьезный звонок пра­вительству и, прежде всего, министру фи­нансов. Отчет его был утвержден с боль­шим трудом. После такого «холодного душа» и прямой критики правительства к докладу его главы А. Лебедю уже особых претензий не было - в принципе все уже высказались.

А вот с Ивановым у депутатов не было согласия еще по одному вопросу, и тоже клю­чевому. При обсуждении проекта закона в первом чтении по отчислениям от феде­рального и региональных налогов в мест­ные бюджеты в центре внимания стало предложение от депутата фракции КПРФ Н. Дудко. Для оказания действенной помощи в развитии малого и среднего бизнеса со стороны местных администраций, для со­здания новых рабочих мест и увеличения налоговой базы местных территорий он предложил сумму налогов от вновь создан­ных производств по всем видам все 100 % направить в распоряжение местных адми­нистраций в течение первых трех лет. Но Иванов настаивал на своем - все поступ­ления идут только в республиканский бюд­жет, а он по районам сверху делит, кому сколько. Снова спор и снова большинство депутатов поступают честно, в интересах не политических, а экономических, сле­довательно, в интересах республики: они голосуют за поправку Дудко. Это так раз­гневало А. Иванова, что он сразу же де­монстративно встал и покинул зал. Что очень напоминает сказку про Винни -Пуха, у которого были «неправильные пчелы». У Иванова же появились непра­вильные депутаты с «неправильным РR»? И заметим, что и у Винни - Пуха и Иванова цели были одинаковые...

Вообще-то надо отметить, что как-то так незаметно, но именно по настоянию коммунистов сессия была вынуждена об­суждать еще один внесенный в повестку вопрос от фракции КПРФ. Это по очеред­ному коллективному обращению во все республиканские инстанции жителей Усть - Абакана с жалобой на администрацию района в порядке запроса в ВС через сво­его депутата В. В. Рябчевского. Читатели нашей газеты уже хорошо знают, что ситу­ация «стенка на стенку» между населе­нием и Котельниковыми в поселке ведет­ся с первого месяца избрания А. Котель-никова главой района и особенно усугу­билась после не избрания депутатом ВС одномандатника В. Котельникова.

По списку блока «Хакасия» он все-таки стал не только депутатом, но и пред­седателем аграрного комитета. Теперь у Виктора Павловича появился очень «се­рьезный» аргумент в споре с населени­ем: «.. а идите вы все к Рябчевскому и просите у него». Но именно Котельнико-вы незаконно 'установили повышенные тарифы, требуют 100 % оплаты за тепло за март - апрель, хотя с начала марта ото­пление жилья в поселке было полностью прекращено. Именно В.П. Котельников заявил на сходе, что воды на полив ого­родов не будет, потому что не все огород­ники сдадут деньги за воду в полном - объеме. Как это можно еще Назвать, если не беспределом? И при чем здесь .депутат В.Рябчевский? Оказывается, птритом!

Как заявил в 'своем объяснении с три­буны сессии В.П Котельников, все жало­бы на него: «Это бред. Ни к заводу, ни к району я никакого отношения не имею. Тарифы занижены, за счет гидролизного завода. Все жили и сейчас живут. Саботи­рует с оплатой население, требует постав­лять тепло бесплатно. Все кучкуются, все 16 лет решали на сходах, а теперь дебаты вылились на улицы». Выслушав такое «объяснение» критического положения, депутаты решили направить в район не­зависимую комиссию от правительства и комитета по промышленности. Кстати, о парламентской комиссии по тарифной политике в ЖКХ, созданной месяц тому назад, сообщил Шпигальских: «Вопрос этот надо решать в комплексе, о програм­ме реформирования этой системы комис­сия доложит в июне».

Таким образом, наша власть и в рес­публике, и на местах просто заставляет своих избирателей заявить о себе и выхо­дить на улицы.

3.КОЛЕСНИК

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz