НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДЕПУТАТЫ
Начало работы пятой сессии Верховного Совета республики не предвещало сенсаций. По уже установившейся традиции при обсуждении повестки руководитель фракции КПРФ В.Н. Керженцев предложил перенести запланированный на конец заседания доклад А. Лебедя о работе правительства за прошлый год в число первых вопросов. Рядом с утверждением отчета об исполнении бюджета республики за прошлый год министра финансов и экономики А. Иванова. Коммунисты сочли, что это нужно обсуждать в едином блоке и голосованием «за» депутаты поддержали предложение. Именно эти ключевые вопросы стали не только в центре обсуждения, но и наверняка впервые в работе этого созыва депутаты так дружно критически оценили работу правительства, несмотря на политические пристрастия. Видимо, этот настрой во многом просто спровоцировал прямо-таки благостный анализ работы правительства А.. Ивановым. Из его выступления получалось, что республика по всем показателям - в промышленности, сельском хозяйстве, в социальной политике и даже по инвестиционной привлекательности в первой десятке регионов страны.
Затем слово было предоставлено председателю комитета по бюджету, финансам, налогам и ценам ВС С. В Комарову. И по мере того, как зазвучали реальные цифры исполнения того же бюджета, становилось ясно, что скандал назревает прямо на глазах. Оказывается, на самом деле почти все разделы расходов недофинансированы или финансирование было неравномерным. Так, программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполнена лишь на 33,3 %, «Дети-инвалиды» - на 57 %. По разделу «Образование» расходы на учебные заведения и курсы по переподготовке кадров выполнены на 56 %, примерно такая же картина по программам здравоохранения, сельскому хозяйству. Плановые объемы финансовой помощи муниципальным образованиям в прошлом году изменялись четыре раза, вследствие чего эта помощь составила, например, для Абакана - 235 %, Саяногорска - 222 %, Абазы-168 %, а Аскизского поссовета -55 % и так далее.
Финансирование республиканских целевых программ, особенно имеющих социальную значимость, тоже велось неравномерно. Например, фактическое исполнение составило по программе «Социальная поддержка инвалидов республики» - 53 %, по программе «Меры по усилению борьбы с преступностью» - 47 %, по программе «Старшее поколение» - 63 %, по программе «Молодежь Хакасии» -60 %. Несмотря на общие разговоры о поддержке малого и среднего бизнеса программа «О государственной поддержке малого предпринимательства» в республике реализована лишь на 50 %.
Заметное оживление в зале вызвали цифры расхода резервного фонда правительства, который реализован на 43 %. Не все суммы, выделенные из этого фонда муниципальным образованиям, отражались в бюджете расходов этого фонда. В нарушение ст. 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервного фонда расходовались на проведение праздничных мероприятий и приобретение ценных подарков, участие в конкурсах и празднованиях - потрачено более миллиона рублей, на организацию и участие в совещаниях, заседаниях, в том числе для участия министра культуры в г. Астане – более 400 000 рублей. Бесконтрольно расходовались средства этого фонда и на изготовление книг и их презентацию, что, надо сказать, в последние годы становится настоящей эпидемией среди наших чиновников. Кроме того, из резервного фонда в нарушение названного кодекса выделены средства в размере ста тысяч рублей для компенсации обманутым вкладчикам, около двухсот тысяч рублей на приобретение автомобиля главе правительства и т. д.
А вердикт комитета зал слушал при полнейшей тишине: указать правительству республики на систематические нарушения бюджетного законодательства, на несоблюдение принципа достоверности бюджета в части реалистичности расчета доходов и расходов республиканского бюджета, не целевое использование средств резервного фонда, несвоевременное погашение и списание выданных из республиканского бюджета бюджетных ссуд. Итог - направить это постановление в прокуратуру республики для проверки фактов и принятия соответствующих мер. Таким образом, вопрос об утверждении отчета министра А. Иванова повис в воздухе, чего абсолютно не ожидали ни он сам, ни ожидавший очереди для своего доклада А. Лебедь.
Зал раскололся в оценке происходящего, причем число критиковавших росло. Сразу попытался урезонить депутатов А. Лебедь, очень «тонко» намекнув, что Комаров все-таки член «Единой России», как же так получается, на чью мельницу, дескать, воду льем? Не подействовало. Вслед за В. Керженцевым свое несогласие с таким положением дел в правительстве начали высказывать депутаты других фракций. Так Толошин справедливо спросил: «Бюджет-это закон и кто дает право его нарушать? И почему возникает профицит, если не выполняются те программы, которые утверждаются Верховным Советом? Ведь это все и вызывает у людей недоверие к власти». После попытки Герасимова успокоить фразами об общей ответственности и депутатов, и правительства за дела в республике, депутат Привалов урезонил защитников Иванова фразой: «Да мы уже лет пять на все это смотрим сквозь пальцы, до каких же пор? Движения вперед нет, нужно разобраться, что у нас происходит на самом деле».
Призвал правительство делать правильные выводы и Шпигальских. А вот депутат Шавыркин связал этот раскол с ...коммунистами, это, мол, они ищут сенсацию. Депутат Волков удивился, как это А.Иванов не знал, что будет докладывать Комаров? Поскольку А. Иванов с места бросал в основном одну реплику: «То, что указано в докладе Комарова - это не корректно, это уже пиар молодого политика!», выступивший депутат Исаков ему возразил: «Да нужно признать, что когда темпы роста зарплаты выше роста производительности труда - это ненормально. Наша беда в том, что функцией ВС стало распределение денег. Мы привыкаем к мысли, что живем плохо, потому что просим денег у Москвы, а свое производство падает. И в этом надо честно признаться, а не выпускать пар».
Не случайно приходится так подробно излагать обсуждение данного вопроса депутатами различных фракций. Как верно подчеркнул В. Керженцев, дело тут не в партиях. Беда как раз в том, что реальные цифры именно у Комарова и они отражают истинное положение в республике, в чем депутаты* сегодня убедились. Именно это-обстоятельство есть серьезный звонок правительству и, прежде всего, министру финансов. Отчет его был утвержден с большим трудом. После такого «холодного душа» и прямой критики правительства к докладу его главы А. Лебедю уже особых претензий не было - в принципе все уже высказались.
А вот с Ивановым у депутатов не было согласия еще по одному вопросу, и тоже ключевому. При обсуждении проекта закона в первом чтении по отчислениям от федерального и региональных налогов в местные бюджеты в центре внимания стало предложение от депутата фракции КПРФ Н. Дудко. Для оказания действенной помощи в развитии малого и среднего бизнеса со стороны местных администраций, для создания новых рабочих мест и увеличения налоговой базы местных территорий он предложил сумму налогов от вновь созданных производств по всем видам все 100 % направить в распоряжение местных администраций в течение первых трех лет. Но Иванов настаивал на своем - все поступления идут только в республиканский бюджет, а он по районам сверху делит, кому сколько. Снова спор и снова большинство депутатов поступают честно, в интересах не политических, а экономических, следовательно, в интересах республики: они голосуют за поправку Дудко. Это так разгневало А. Иванова, что он сразу же демонстративно встал и покинул зал. Что очень напоминает сказку про Винни -Пуха, у которого были «неправильные пчелы». У Иванова же появились неправильные депутаты с «неправильным РR»? И заметим, что и у Винни - Пуха и Иванова цели были одинаковые...
Вообще-то надо отметить, что как-то так незаметно, но именно по настоянию коммунистов сессия была вынуждена обсуждать еще один внесенный в повестку вопрос от фракции КПРФ. Это по очередному коллективному обращению во все республиканские инстанции жителей Усть - Абакана с жалобой на администрацию района в порядке запроса в ВС через своего депутата В. В. Рябчевского. Читатели нашей газеты уже хорошо знают, что ситуация «стенка на стенку» между населением и Котельниковыми в поселке ведется с первого месяца избрания А. Котель-никова главой района и особенно усугубилась после не избрания депутатом ВС одномандатника В. Котельникова.
По списку блока «Хакасия» он все-таки стал не только депутатом, но и председателем аграрного комитета. Теперь у Виктора Павловича появился очень «серьезный» аргумент в споре с населением: «.. а идите вы все к Рябчевскому и просите у него». Но именно Котельнико-вы незаконно 'установили повышенные тарифы, требуют 100 % оплаты за тепло за март - апрель, хотя с начала марта отопление жилья в поселке было полностью прекращено. Именно В.П. Котельников заявил на сходе, что воды на полив огородов не будет, потому что не все огородники сдадут деньги за воду в полном - объеме. Как это можно еще Назвать, если не беспределом? И при чем здесь .депутат В.Рябчевский? Оказывается, птритом!
Как заявил в 'своем объяснении с трибуны сессии В.П Котельников, все жалобы на него: «Это бред. Ни к заводу, ни к району я никакого отношения не имею. Тарифы занижены, за счет гидролизного завода. Все жили и сейчас живут. Саботирует с оплатой население, требует поставлять тепло бесплатно. Все кучкуются, все 16 лет решали на сходах, а теперь дебаты вылились на улицы». Выслушав такое «объяснение» критического положения, депутаты решили направить в район независимую комиссию от правительства и комитета по промышленности. Кстати, о парламентской комиссии по тарифной политике в ЖКХ, созданной месяц тому назад, сообщил Шпигальских: «Вопрос этот надо решать в комплексе, о программе реформирования этой системы комиссия доложит в июне».
Таким образом, наша власть и в республике, и на местах просто заставляет своих избирателей заявить о себе и выходить на улицы.
3.КОЛЕСНИК